Новую звезду открыл ученик Центра «На Донской» Иван Ларин

11:39 14.03.2018
Юный астроном Иван ЛаринТринадцатилетний ученик астрономической лаборатории Центра «На Донской» Иван Ларин открыл новую звезду в созвездии Центавра в минувшую субботу, 10 марта.

Открытие мирового уровня он совершил при помощи системы iTelescope. Звезду назвали в честь юного ученого – теперь она носит имя Larin 2.

Мы поговорили с педагогом Ивана, астрономом Денисом Денисенко, первооткрывателем 7 сверхновых, более 50 переменных звезд, околоземного астероида и кометы, о новом звездном объекте.

- Иван занимается у меня в кружке «Практическая астрофизика» с сентября 2017 года. Первую свою переменную звезду (звезда, блеск которой со временем меняется. – прим. ред.) Larin 1 он открыл уже в октябре на снимках участка неба в созвездии Орла. После этого у нас ушло два месяца на то, чтобы зарегистрировать открытие в Международном реестре переменных звезд VSX. Второй возможный объект Ивана не одобрили, потому что у нас было недостаточно данных для уверенной классификации звезды.

Денис отметил, что Иван не забросил свои поиски и в итоге достиг впечатляющих результатов.

- Проверяя снимки области неба в Центавре, сделанные 21 февраля и 10 марта, он обнаружил звезду, которая меняла блеск более чем в 10 раз. Мы тут же прямо из Центра заказали дополнительные снимки, которые я обрабатывал уже дома. Сразу стало ясно, что объект удивительный. Мне за 10 лет изучения переменных звезд такие не попадались. По моей просьбе звезду Ивана пронаблюдали на удаленной обсерватории Chilescope в Андах. Период пока определить не удалось. Ясно только, что это двойная система с горячим белым карликом и холодным красным карликом, который очень сильно светит в инфракрасном диапазоне. От звезды идет слабое рентгеновское и ультрафиолетовое излучение. Как говорят в таких случаях астрономы, объект представляет большой астрофизический интерес! Поэтому нам даже не пришлось регистрировать звезду в каталоге – ее внесли туда сразу же после сообщения об открытии. Оно было опубликовано в Телеграммах Астронома, которые читают более 4 тысяч профессиональных астрономов во всем мире.

По словам Дениса, в этой области неба он с учениками планировал совершить другое открытие.

- Вообще-то мы снимали эту область неба в Центавре в надежде открыть вспышку сверхновой, потому что в поле зрения телескопа попадает много далеких галактик. А в итоге нашли необычную звезду в нашей Галактике. В астрономии часто бывает, когда при поисках одних объектов находят другие.

Фото предоставлены Иваном Лариным и Денисом Денисенко